Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Подготовка, планирование и организация чтения
/
Целенаправленное чтение

Обилие издаваемой литературы по самым разным темам для читателей различного уровня подготовки и требований диктует свои условия в подходах к процессу чтения.
В первую очередь, необходимо быть критичными к качеству книг, журналов, газет, которые вы выбрали для чтения. Далеко не каждое издание способно удовлетворять требованиям художественной, научной, научно-популярной или общественно-политической литературы.

Низкий художественный уровень, отсутствие достоверных фактов и глубоких исследований не способствуют просвещению и самообразованию. В. Г. Белинский о необходимости тщательного подбора литературы для чтения писал следующее: «Плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность, пустая и ложная идеальность, отвращение от бодрой и здоровой деятельности... читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Одним словом, обдуманный выбор литературы — фундамент рационального чтения. По каким же критериям можно подбирать материалы для чтения? Помимо качества читаемой литературы при выборе книг следует руководствоваться еще одним немаловажным критерием — целью чтения. Они могут быть весьма разнообразны. Чтение для отдыха и развлечения порой не менее важно, чем чтение для учебы и самообразования.

Поэтому желательно стараться сочетать различные цели в процессе чтения, тем более что смена типов литературы, стилей, объемов внимания является своеобразным отдыхом. Кроме того, многоплановость целей чтения способствует и более глубокому проникновению в суть каждого отдельного произведения. Как правило, авторы ставят перед собой многообразные задачи в процессе создания своих трудов, и поэтому, ограничиваясь одной целью в момент чтения той или иной книги, мы заведомо лишаем себя значительной части впечатлений от прочитанного, что не позволяет в полной мере оценить данное произведение.

Однако многообразие целей может привести к хаотичности чтения, поэтому важно всегда осознавать доминирующую цель и следовать в основном ей. Определение целей и постановка задач чтения должны учитывать уровень подготовки читателя, степень знакомства его с интересующей тематикой и ожидаемый эффект от чтения.

Если читатель интересуется новыми событиями для расширения своего кругозора, то достаточно ограничиться периодическими изданиями по этому вопросу. В случае более детальной проработки интересующей проблемы важно обратиться к книгам. Причем желательно охватить как базовые, фундаментальные труды по этому вопросу, так и более новые, современные представления о нем.

В такой ситуации чтение нередко становится программным, т.е. рассчитанным на длительный срок изучения проблемы. При таком подходе важно продумать круг книг и статей, подлежащих рассмотрению, и расставить их в таком порядке очередности, чтобы каждый виток изучения вопроса становился основой следующего.

В общем и целом, выбор книг для целенаправленного чтения предусматривает несколько этапов:
• осознание целей чтения, расстановка их по приоритетам и выбор доминирующей;
• выбор типов издания (книг, журналов, газет, их совокупность);
• подбор конкретных изданий.

На последних двух этапах важен выбор информационного канала: организованного или неорганизованного. При чтении для отдыха можно отдать предпочтение неорганизованному каналу информации, т.е. послушать советы знакомых и друзей, чьи читательские вкусы совпадают с вашими. Чтение для самообразования предполагает более квалифицированную помощь в выборе литературы.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.