Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Движения глаз и их параметры. Часть 1

Как мы уже отмечали выше, в процессе чтения глаза находятся только в двух состояниях: фиксации и движения между двумя соседними точками фиксации. Именно в моменты остановки зрительный анализатор и воспринимает графическую информацию.

Из сотен тысяч фиксаций, совершаемых глазами в течение дня, продуктивными, т.е. несущими информацию, является лишь небольшое количество. При этом длительность одной фиксации глаза может быть различна в зависимости от объекта наблюдения, его ценности для наблюдателя, известности и т.д.

Говоря о повышении скорости чтения в таких условиях, мы можем повышать лишь объем воспринимаемой информации за одну фиксацию глаза при сокращении длительности самой фиксации. Другими словами, мы преследуем одну цель — научиться считывать большее количество информации за меньшее время.

Звучит это заманчиво просто. Однако первая возникающая сложность заключается в том, что мы не контролируем микродвижений глаза и, порой, не можем определить, что видим, пока не узнаем то, на что смотрим. Рассматривая какой-то предмет, наши глаза совершают по его контуру скачкообразные движения с частотой 2—5 раз в секунду. В процессе чтения скачкообразные движения совершаются 3—4 раза в секунду как у быстро-, так и у медленночитающего человека. Разница между ними заключается в объеме воспринимаемой информации в момент фиксации глаза.

Исследования показали, что при считывании текста в мозг отправляется не графическое изображение букв, а информативная составляющая текста. Умение выделить главное в изображении, устранить избыточную информацию от многократно повторяющихся статистических символов, совершать оптимальный путь глазами зависит от совершенства навыков конкретного читателя. Мы уже рассматривали, как читатель на различных этапах обучения чтению обрабатывает текстовую информацию: побуквенно, по слогам, пословно и, наконец, целыми понятиями.

Чтение понятиями — процесс творческий, поскольку для него характерны антиципации. Установлено, что опытный читатель выхватывает сначала основной мотив текста: злость, радость, печаль. Затем в процессе чтения смысл конкретизируется: злость от бессилия, радость, вызванная приятной новостью, печаль об уходящем лете. Далее перед читателем вырисовывается конкретная ситуация, нарисованная автором, но в определенной степени интерпретированная.

Лингвисты утверждают, что в процессе чтения понятиями большую роль играет эффект клиширования. Т.е. у человека некогда сформировались клише на уровне стереотипных словосочетаний, которые хранятся в памяти, и при совпадении увиденного словосочетания и его клише у читателя моментально формируется адекватная реакция на увиденное.

Умение стереотипно реагировать на текстовые стимулы вполне реально и позволяет значительно сократить процесс восприятия, осмысления и реагирования (принятия решения по поводу полученной информации) за счет исключения этапа осмысления одного и того же объекта каждый раз, когда мы его видим.

Иначе говоря, при чтении понятиями единицей информации уже является не буква и не слово, а целые устойчивые фразы, речевые обороты, которые узнаются по ключевым словам и не требуют дополнительного осмысления. Таким образом, мы в состоянии сохранить количество считываемой избыточной информации.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.