Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Метод комплексного восприятия текста. Часть 1

Как мы уже отмечали в предыдущем разделе, для повышения эффективности чтения желательно воздействовать не только на периферические части анализаторов, но и на центральные механизмы работы головного мозга. Исследование функций головного мозга ведутся учеными разных стран еще с середины прошлого столетия. Они касаются самых различных областей его деятельности.

Наиболее интересной проблемой работы мозга в рамках познания процесса чтения является система методов извлечения существенной информации из окружающей среды. Ведь перед тем как обработать какие-то данные, следует их для начала получить. А это, в свою очередь, значит, что среди многообразия наших зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений нам надо обратить внимание только на те, которые имеют значение для реализации целей, стоящих перед нами.

Именно на этом этапе жизнедеятельности ярко проявляется главная особенность живого организма — приспосабливаемость к окружающей среде, т.е. способность организма в определенных условиях формировать и заучивать до автоматизма последовательности действий — динамические стереотипы, которые помогают решать задачи, регулярно возникающие в нашей жизни. Одной из таких задач и является чтение.

Как утверждают современные нейропсихологи, для выполнения любого вида психической деятельности человеку необходимы три блока, три основных функциональных устройства мозга.

Первый — биоэнергетический блок тонуса, расположенный в глубинных отделах мозга. Он отвечает за бодрствование коры головного мозга. Другими словами, от его нормальной работы зависит уровень бодрствования, внимания человека. Определенным образом воздействуя на биоэнергетический блок тонуса, можно ввести человека в сон или наоборот.

Другой блок, расположенный в задней части больших полушарий, позволяет получать, обрабатывать и хранить информацию. В его состав входят зрительная, слуховая, речевая и общечувствительная области головного мозга. Именно здесь происходят основные процессы в период чтения.

Третий блок, разместившийся в лобных долях, отвечает за выработку определенных последовательностей в действиях человека, их направленность и контроль. По мнению специалистов, именно третий блок является управляющим всеми высшими формами психической деятельности человека. Нарушение работы любых долей мозга не отражается ни на слухе, ни на речи, ни на координации человека.

У него просто отсутствует план действий, он как будто зацикливается на одном его пункте и не может перейти к следующему. Чтение — это тоже сложная взаимосвязанная последовательность действий, хранящаяся в лобных долях. Она предусматривает восприятие, осмысление, переработку и хранение информации, которая представляется нам в виде нейронных следов.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.