Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Метод поэтапного осмысления текста. Часть 1

Способность мозга осуществлять поиск смысла и значения текста была продемонстрирована в предыдущем разделе. Такое умение дается природой, и нам под силу это умение совершенствовать. Традиционные методы чтения такой возможности не дают.

Дробление смысловых фрагментов текста на воспринимаемые за одну фиксацию глаза словосочетания и слова не позволяет целиком воспринимать значение всего фрагмента. Получается, что разбивая текст на отдельные куски, мы разбиваем на куски и его смысловое наполнение. А это существенно влияет на глубину и четкость понимания текста. Техника динамического чтения предусматривает упорядочение механизмов понимания прочитанного.

Рассмотренный нами метод комплексного восприятия позволяет оценить текст целиком, но он не дает возможности вычленить суть материала, собирая ее по отдельным значимым словам и фразам — смысловым опорным пунктам. В соответствии с данным методом мы заполняем четвертый блок интуитивно.

Возможно ли выработать эффективный метод поиска смыслового ядра текста по ключевым словам? Многолетние эксперименты исследователей в этой области показали, что регулярное выполнение определенных упражнений позволяет сформировать у человека такое умение.

Предлагаемый метод поэтапного осмысления текста (рис.4) (*В основе метода поэтапного осмысления текста лежит дифференциальный алгоритм чтения, разработанный Кузнецовым О.А., Хромовым Л.Н.) позволяет повысить скорость и эффективность понимания прочитанного материала.

Этот метод поможет вам выработать умение разделять текст на смысловые фрагменты, в которых легко будет по некоторым ключевым словам понять основные идеи автора. Они, в свою очередь, позволят вам выявить основное значение текста. Для лучшего понимания этапов метода рассмотрим их содержание.

Опорные (или ключевые) слова — это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В основном в качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. В исключительных случаях ключевым словом может быть наречие, но никогда предлог, союз или междометие. Бывает, что целый абзац не содержит ключевых слов.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.