Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Метод поэтапного осмысления текста. Часть 2

Смысловые ряды представляют собой пары слов, в состав которых входит ключевое слово и дополняющее или определяющее его слово. Именно смысловые ряды являются теми фундаментальными кирпичиками, на которых держится смысл всего текста. Все вместе они представляют собой суть текста, то смысловое ядро, о котором мы говорили.

Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качественной обработке — определению доминанты, т.е. сути текста в целом. Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий подход читателя к материалу. Древнекитайский философ Цзи Юнь писал: «...книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы, а высшие принципы постигают, чтобы применить их в жизни.

Если же впитывают прочитанное, не вникая в суть, доходят до такой тупости, что причиняют вред другим людям». Таким образом, чтение текста должно приводить к раскрытию его смысла и значения, а это возможно при целенаправленном выполнении определенных действий, главным результатом которых является нахождение доминанты.

Итак, вместо дословного чтения текста наш мозг в ходе чтения постепенно осуществляет перекодирование содержания в собственные мысли. Задача метода поэтапного осмысления заключается в формировании рационального способа кодирования текста.

Метод представляет собой порядок логико-семантического анализа текста, который в процессе чтения осуществляется на уровне подсознания. Однако, следует понимать, что одного лишь осознания последовательности действий для анализа текста недостаточно, как недостаточно и умения ею пользоваться. Эффективной работы метода можно добиться лишь тогда, когда эти действия осуществляются автоматически.

Таким образом, освоение метода поэтапного осмысления текста будет происходить в 2 этапа: понимание и запоминание на первом и доведение действий до автоматизма — на втором. Мы предлагаем вам вернуться к рисунку метода и попытаться вновь осмыслить содержание каждого из этапов.

Затем для лучшего усвоения мы рекомендуем воспользоваться мнемоническим приемом и нарисовать зрительный образ метода: это могут быть доминанта и смысловые ряды на чашах весов, основанных на опорных словах; здание с фундаментом из опорных слов, колоннами из смысловых рядов и доминантой в виде крыши и т.д. Зарисуйте этот образ в двух экземплярах и закрепите один на рабочем столе, другой дома. После завершения этих действий можно приступать непосредственно к упражнениям.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.