Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Основные принципы динамического чтения. Часть 1

Итак, мы с вами подошли к завершению обучения динамическому чтению. А это значит, что вы научились сокращать во времени процесс извлечения основного смысла текста. Этого результата вы достигли, развивая основные рациональные приемы умственных действий: антиципацию, память и оперативное гибкое мышление.

Антиципация, как мы уже неоднократно говорили, — это способность предвосхищать события в тексте. Она основывается на слиянии мыслей читателя с замыслом автора, на умении распознать и почувствовать логику событий и творчески подойти к пониманию прочитанного. Основной инструмент антиципации — заготовленные оперативные образы — стереотипы, которые позволяют преобразовать неявные звуковые сигналы текста в признаки конкретных ситуаций, вписывающихся в контекст событий. Наши упражнения были направлены на формирование широкого набора стереотипов.

Более высокой ступенью развития умственных способностей человека является умение оперативно гибко мыслить, т.е. уметь решать задачи, исходя из недостаточных исходных данных. В отношении чтения умение гибко мыслить проявляется в психической активности читателя, направленной на поиск и анализ нужных читателю информационных признаков текста, которые позволили бы синтезировать в уме сведения, не присутствующие в тексте в явном виде.

Основное отличие оперативного гибкого мышления от антиципации заключается в осознанном анализе информационных признаков текста, в то время как антиципация опирается на набор стереотипов. Развитие оперативного гибкого мышления у читателя, умение выбрать из массы слов те, которые указывают на основную мысль текста, заложенную автором, — основа обучения динамическому чтению.

Таким образом, в процессе обучения навыкам динамического чтения у вас постепенно формировались новые коды восприятия и обработки информации, которые в сумме своей привели к активизации и развитию умственной деятельности человека в целом.

В завершение этой главы вы должны прочитать контрольный текст 10 и посчитать свои окончательные показатели эффективности чтения. Занесите их в таблицу 1 и определите их рост за весь период обучения.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.