Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Повышение концентрации внимания. Часть 2

Интересное и существенное дополнение в объяснение природы концентрации внимания внес А.А. Ухтомский. Он показал, что доминирующий очаг возбуждения привлекает к себе слабые побочные возбуждения, возникающие в мозгу. Это наделе обеспечивает большую концентрацию внимания на интересующем объекте и отвлечение от других.

Другими словами, сосредоточиться на процессе чтения как на сложной психической деятельности вам может помочь тихая мелодичная музыка, подавленный шум улицы и т.д., как раздражители, влекущие за собой элементарные психические процессы. Но раздражитель, провоцирующий в мозгу другой сложный психический процесс, напротив, отвлечет ваше внимание.

Вполне правомерным будет здесь вопрос о том, как же Юлий Цезарь умудрялся одновременно осуществлять два различных вида деятельности или Н. Г. Чернышевский мог писать статью и надиктовывать секретарю перевод с немецкого в одно и то же время. Академик Н. П. Бехтерева объясняет этот феномен способностью моментально переключать свое внимание с одного объекта на другой, создавая видимость поддержания двух очагов возбуждения.

Но такой способностью обладают далеко не многие люди, поэтому зачастую лучше быстро и качественно выполнить одно дело и приступить к другому, чем долгое время «разрываться» между ними. Правильная организация внимания имеет огромное значение для эффективности психической деятельности.

Рассмотрим два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание — это восприятие каких-либо раздражителей, захватывающих наше сознание и чувства помимо нашей воли. Резкий звук, вспышка света, боль — это те раздражители, которые могут стать причиной непроизвольного внимания.

Произвольное внимание формируется согласно воле человека, сознания необходимости быть внимательным. Оно является фундаментом умственной деятельности человека. Для приобретения и закрепления необходимых знаний и умений требуется воля, привычка мобилизовать свои внутренние силы и целевая установка.

Цель в процессе сознательной деятельности человека, а значит, и в процессе концентрации внимания, имеет неоценимое значение. Только осознавая необходимость и целенаправленность выполняемой работы (в том числе и чтения) мы в состоянии сосредоточиться на ней, мобилизуя свое внимание. На практике положительная психическая установка в начале работы обеспечивает львиную долю ее успешного завершения, а это, прежде всего, вопрос самовоспитания и самовнушения.

При чтении в одинаковой степени важную роль играет как произвольное, так и непроизвольное внимание. Читая сложный, информативно-насыщенный материал, отличающийся особой сухостью и запутанной логикой повествования, необходимо умение подготовить себя к работе и сконцентрировать свое внимание.

Художественная, научно-популярная литература своей доступной лексикой, несложной структурой текста, любопытными фактами и эмоциональной окраской избавляет вас от необходимости концентрировать свое внимание — это происходит непроизвольно.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.