Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Повышение концентрации внимания. Часть 3

Помимо этих двух типов различают также общее и направленное внимание.

Под общим вниманием подразумевают такую его концентрацию, при которой человек пытается воспринять информацию более широко и всесторонне. Такое внимание легче рассеивается, поскольку в приеме информации участвуют все связи с внешним миром и задействованы многие аспекты высшей нервной деятельности. В процессе чтения художественной литературы общее внимание оправдано стремлением глубже и полнее воспринимать текст.

На этапе обработки информации задействовано не только сознание, но и чувственно-эмоциональное восприятие. Именно оно помогает осуществляться более прочной и глубокой фиксации в памяти полученных в ходе чтения впечатлений. При чтении научной, научно-популярной или общественно-политической литературы общее внимание необходимо лишь в случае ознакомления с текстом.

Направленное внимание предполагает наличие конкретных целей в ходе чтения: поиска определенной информации, рассмотрения одной стороны проблемы и т.д. Такая мотивация чтения способствует лучшему восприятию и более прочному усвоению искомой информации, поскольку фиксирует внимание на конкретной части текста.

Однако по природе своей внимание стабильно. Умению сосредотачиваться необходимо обучать. Исследования устойчивости внимания показали, что при однообразных раздражителях оно короткое — от 2 до 20 мин, при разнообразных — около 40 мин. В некоторых ситуациях внимание может сохраниться до 3 часов. В зависимости от силы раздражения и яркости впечатлений внимание может легко переключаться с одного объекта на другой. Особенно четко это прослеживается, когда сила раздражений примерно одинаковая.

В. Леви пишет по этому поводу: «Съедая новизну, внимание ищет следующих порций. Недостаточная новизна на единицу времени вызывает импульсы переключения». Причины переключений внимания бывают как внутренние так и внешние. К внутренним причинам слабой концентрации внимания относят излишнюю интенсивность эмоционального состояния (восторг, гнев, депрессия), переутомление, сонливость. К внешним причинам можно причислить непривычную обстановку в помещении, сильный шум, неудобное освещение, телефонные звонки, присутствие посторонних и, наконец, особенности текста, на которых мы остановимся подробнее.

Одинаково нехорошо влияют на внимание как излишняя сложность текста, вызывающая регрессии и непонимание, так и его легкость. Дополнительные усилия для сосредоточения на тексте требуют также частые вставки, несущие лишь дополнительную информацию. Поэтому, прежде чем приступить к чтению текста, необходимо не только создать благоприятную обстановку, немного отдохнуть, но и психологически подготовиться к восприятию текста с учетом его особенностей.

В процессе чтения необходимо уметь управлять своим вниманием. Эта способность может существенно повлиять на эффективность чтения, поэтому для формирования устойчивого внимания мы предлагаем вам некоторые упражнения. (Определить степень своей внимательности и наблюдательности вы можете с помощью текстов 3 и 4 в приложении.)

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.