Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Введение в динамическое чтение
/ Преимущества динамического чтения. Часть 1


Сформировавшиеся за столетие традиционные методы обучения чтению прививают будущему читателю ряд устойчивых стереотипов, которые не позволяют существенно повысить скорость чтения без их разрушения.

Первый из них — проговаривание текста. С помощью опытных исследований было установлено, что даже у относительно быстро читающих людей, которые убеждены в отсутствии артикуляции (проговаривания), наблюдаются глоточные модуляции в процессе чтения. К, формированию такой привычки приводит начальный этап обучения чтению, когда ребенок сначала учится складывать слово из букв, проговаривая их вслух, затем из слогов, т.е. из звукосочетаний, и наконец улавливает слово целиком.

Таким образом у нас вырабатывается динамический стереотип одновременной работы зрительного, слухового и речевого каналов. При этом у нас в подсознании устанавливается прочная связь между изображением слова и его произношением. На последующих этапах мы частично подавляем артикуляцию: сначала интенсивное проговаривание сменяется шепотом, а затем внутренним проговариванием.

При этом внешние атрибуты артикуляции (движение губ, языка) фактически исчезают — они становятся тем менее заметны, чем более развиты навыки чтения у человека. Однако на этом этапе обучения мы в большинстве своем останавливаемся и сохраняем привычку во время чтения поддерживать внутреннюю речь. То есть мы беззвучно мысленно проговариваем слова.

В зависимости от навыков чтения можно выделить развернутую и сокращенную внутреннюю речь. Развернутая внутренняя речь фактически полностью соответствует проговариванию вслух с той лишь разницей, что мы делаем это молча.

Мы также произносим каждое напечатанное слово, которое поступает в кору головного мозга по всем трем каналам анализаторов в соответствии с нашей привычкой. Тем самым существенно тормозится работа зрительного анализатора. Такая скорость чтения не может превышать 1500 зн./мин.

Некоторые люди добились сокращенной внутренней речи, при которой во время чтения проговаривают слова и словосочетания, несущие смысловую нагрузку. Это переходный этап от чтения по словам к чтению понятиями, на котором у нас формируется другая привычка — воспринимать текст образно.

К сожалению, проговаривание — это основной недостаток медленного чтения в сравнении с динамическим. Процесс его подавления весьма трудоемкий, поскольку это условно-рефлекторный стереотип. Другой недостаток медленного чтения — регрессия (рис. 2).

Регрессия — это непроизвольное возвратное движение глаз человека к недопонятому слову, словосочетанию. При этом возврат осуществляется необязательно в предыдущую точку фиксации, а скорее недалеко от границы зоны нечеткого восприятия. Таким образом совершаются холостые движения глаз и повторное прочтение отдельных участков строки.

При скорости чтения 700—800 зн./мин число регрессий может достигать 30 на 1000 знаков. Весьма характерен для некоторых читателей и тот факт, что независимо от сложности текста они его прочитывают посредством постоянных регрессий дважды. При этом регрессии вызваны не упущенным смыслом фразы, а страхом его упустить. Такая привычка существенно (почти вдвое) снижает скорость чтения.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.