Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Введение в динамическое чтение
/ Преимущества динамического чтения. Часть 2


Однако, следует заметить, не все совершаемые читателем возвраты при чтении обусловлены привычкой подстраховаться. Нередко при чтении сложного, насыщенного информацией текста возникают вопросы, требующие обдуманного и вторичного прочтения части текста. Такие возвраты называются реципациями.

В отличие от механических регрессий они носят целенаправленный осмысленный характер и порой неизбежны. Однако, рекомендуется все-таки их избегать, заменяя повторным прочтением материала после окончания первого. Это способствует более глубокому осмыслению уже однажды прочитанного текста.

Третьим существенным недостатком традиционного метода чтения по сравнению с динамическим является узкое поле зрения. Этот недостаток частично обусловлен физиологическими особенностями оптической зрительной системы, а частично привычкой. Суть этого недостатка такова: мы привыкли делать на строке несколько остановок глаза (4—5 на строку), при которых считывается от 12 до 24 символов. Таким образом, наши глаза осуществляют несколько скачков по строке и еще один скачок с конца предыдущей на начало следующей строки. И так на протяжении многих и долгих страниц.

Навыки динамического чтения позволяют избежать этого недостатка и научиться воспринимать за одну фиксацию глаза от одной строки целиком до целого абзаца. Это помогает избежать не только лишних, утомляющих мышцы глаза холостых движений, но и улучшить смысловое восприятие текста, поскольку считывание больших фрагментов вызывает наглядные образные представления, способствующие яркому и глубокому осмыслению прочитанного.

Четвёртый недостаток традиционного чтения — рассеянность внимания. Он обусловлен тем, что медленно читающий человек с недостаточной скоростью получает информацию для обеспечения нормального мыслительного процесса. В результате у нас в голове формируются отвлеченные от предмета чтения мысли, которые уводят нас «вдаль» в то время, как мы механически продолжаем читать текст.

Вдруг мы обнаруживаем, что уже давно упустили нить повествования, и возвращаемся к началу, в лучшем случае, абзаца. Такой процесс чтения не доставляет ни удовольствия, ни пользы. Последним, пятым, недостатком медленного чтения является отсутствие гибкой стратегии при чтении. В большинстве своем люди, как правило, одинаково медленно читают как детективный роман, так и научную статью. При этом нетрудно почувствовать, что их информативная насыщенность различна, а, следовательно, и подход при чтении должен быть разным.

Обучение динамическому чтению предполагает и обучение рациональным методам работы с текстом, т.е. умению выбрать оптимальный способ чтения с учетом поставленной цели. В этом случае у вас будет возможность подобрать из имеющегося арсенала средств именно то, которое соответствует вашим бюджету времени, цели, настроению и обстановке. Такое умение и называется гибкой стратегией чтения.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.