Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Приёмы и механизмы понимания. Часть 1

Суть процесса чтения предполагает не считывание графических символов, а прежде всего извлечение информации из текста. Ю. А. Шрейдер в своих исследованиях писал, что читатель, изучая какие-то данные в процессе чтения, сравнивает их с теми, которые хранятся в мозгу. Результатом этого сравнения является оценка поступающей информации: если некоторые представления о предмете чтения у читателя существуют, то он отыщет смысл в тексте.

В противном случае прочитанное для него окажется полной бессмыслицей. Таким образом, можно предположить, что понимание прочитанного — это процесс установления связей между поступающими во время чтения данными и уже имеющимися. Для этого необходимо не только сконцентрироваться на тексте, иметь определенные знания о предмете чтения, но и владеть определенными приемами осмысления.

Профессор А.А. Смирнов выделяет три приёма осмысления текста: выделение смысловых опорных пунктов, антиципацию и реципацию. Под смысловыми опорными пунктами понимают те вехи, которые мы мысленно расставляем по тексту для его лучшего понимания и запоминания. Это могут быть какие-то логические ключи или ассоциативные связи, опираясь на которые, мы делаем некоторые обобщающие умозаключения. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи, значимые фразы, из которых вырисовывается сущность понимания текста.

Другими словами, этот прием можно представить себе как извлечение смысловых зерен из шелухи без ущерба для сути. Другой прием называется антиципацией, т.е. предугадывание дальнейшего пути развития основной идеи по нескольким ключевым фразам. Такое умение позволяет читателю уделять основное внимание не отдельным словам и предложениям, а основной идее текста, главному замыслу автора.

Это возможно благодаря наличию определенных закономерностей в логическом и структурном построении текста, некоторых его языковых особенностей. Определенные фразы, стереотипные обороты речи позволяют читателю прогнозировать направление мыслей автора. Развитие способности антиципировать предполагает усиление специфического «нюха» читателя к фразовым стереотипам и накопление достаточного багажа текстовых клише.

Третий прием — реципация — предполагает периодические возвраты к отдельным фрагментам текста или к прочитанному в целом под влиянием новых данных, новых мыслей и ассоциаций. Этот прием характерен для понимания сложных текстов, когда процессы осмысления и восприятия прочитанного не сливаются воедино.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.