Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Приёмы и механизмы понимания. Часть 2

Всеми тремя приемами, независимо от их осознания, мы пользуемся ежедневно для переработки и понимания поступающей информации, и все три приема свидетельствуют о том, что в процессе осмысления новых Данных наш мозг обрабатывает два потока информации: «старой» и «новой».

Механизм этой обработки неясен, однако проф. Н. И. Жинкин высказал гипотезу о существовании некоторого алгоритмического смыслового анализатора, который пропускает для дальнейшей обработки только осмысленные словосочетания и фразы.

Причем соблюдение формальной грамматики для этого анализатора неважно. Грамматически верно выстроенные фразы могут не нести никакой смысловой нагрузки, а потому подвергаться только, так сказать, первичной обработке. Ярким примером грамматически верной бессмыслицы является детский стишок — «нескладушка»:

На горе стоит стакан,
волосатый, как медведь.
Я хотел его поймать —
Улетел пернатый зверь.


С другой стороны, мы без особого труда понимаем иностранцев, которые зачастую допускают бездну грамматических ошибок. А иногда и сами прибегаем к помощи более информативного языка, не соответствующего всем строгим правилам грамматики.

Более того, исследования психологов показали, что линейное развитие внешней речи — элемент за элементом — не говорит о линейном восприятии поступающей информации. Человек пытается отыскать смысл в самых бессмысленных выражениях и, зачастую, находит. Льюис Кэрролл в своей сказке «Алиса в зазеркалье» приводит такое стихотворение, бессмысленное на первый взгляд:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове....


Тем не менее смысл здесь угадывается: сменялось время суток, одни существа каким-то образом двигались, другие — издавали какие-то звуки, что очень напоминало третьих. Как видите, не опираясь на лексический запас, все-таки возможно найти в этом четверостишии вполне определенный смысл.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.