Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Приёмы и механизмы понимания. Часть 3

Все эти примеры свидетельствуют о том, что осмысление получаемой информации человеком — сложный процесс, протекающий по своим законам, которые можно использовать для повышения эффективности чтения. Очень полезным для нас оказывается тот факт, что в большинстве своем предлагаемые нашему вниманию тексты избыточны на 70—80%, а смысловое ядро заключается в оставшихся 20—30%.

К тому же, необязательно читать весь текст для того, чтобы извлечь это ядро. Таким образом, важным этапом в обучении динамическому чтению является выработка навыков преобразования текста на сжатие. В общем виде процесс сжатия текста можно представить как три последовательных преобразования: текст — информация — смысл — значение.

Как мы говорили ранее, процесс извлечения информации из текста сугубо индивидуален. В его основе лежат накопленные читателем знания и опыт о предмете чтения, поэтому и объем извлеченной информации может быть различен.

На следующем этапе обработки текста на основе полученной информации выделяют смысл. Под смыслом немецкий ученый Г. Фреге понимал содержание языкового выражения, т.е. мысль, содержащуюся в словах. В то время как под значением языкового выражения он имел в виду реальный предмет или действие, словесный образ которых зафиксирован в сознании человека.

К примеру слова «доктор», «лекарь», «врач» имеют одинаковое значение. Последний этап обработки текста предполагает выделение значения из найденного смысла. Проведенные проф. Н. И. Жинкиным эксперименты показали, что человеческий мозг обладает механизмом извлечения значения из всего, что имеет для него смысл, т.е. он реагирует не на языковую структуру текста, а на его содержательную составляющую.

Таким образом, на этапе совершенствования приемов понимания прочитанного перед нами стоит задача лишь упорядочить и организовать имеющиеся у нас в арсенале механизмы обработки информации.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.