Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Введение в динамическое чтение
/ Процесс чтения. Часть 1


Что собой представляет чтение? Это достаточно сложный механизм восприятия графической информации. Четкого определения, отражающего суть процессов, происходящих в мозгу человека, не существует. Некоторые ученые считают, что чтение — это процесс понимания буквального и скрытого смысла, заложенного в тексте автором, с использованием глаз и сознания. Частично это так.

Но помимо физиологических процессов (зрительное восприятие) и мыслительных (логическая обработка) в процессе чтения участвуют также и образное мышление, и чувственное восприятие, и целый ряд других разнообразнейших инструментов человеческого сознания. Еще Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Научившись в 1-ом классе школы, мы постоянно читаем газеты, журналы, книги с самыми разными целями: получить необходимую информацию, развлечься, заполнить свободное время и т.д. Независимо от цели, мы одинаковым способом воспринимаем графическую информацию, обрабатываем ее и фиксируем. В это время происходит целый комплекс сложных процессов, в которых принимают участие не только органы зрения, а также органы речи и слуха, и, безусловно, головной мозг.

Именно обучение чтению является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Еще В.А.Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли внимания процессу чтения и обработки получаемой информации, то у них складывалась структура малодеятельного мозга.

Печальным фактом является то, что, однажды научившись читать, мы больше не уделяем внимания тому, чтобы повысить эффективность этого процесса. Статистика показывает, что в 1-ом классе школьники читают со скоростью 97—642 зн./мин, в 6-ом — 296—1276 зн./мин, а в 11-ом — 544—1307 зн./мин. Как видите, в периоде 6-ого по 11-ый класс максимальная скорость чтения фактически не изменилась. Более того, большинство взрослых людей читают со скоростью, не превышающей 700-800 зн./мин.

Это очень низкий показатель на сегодняшний день, когда необходимо прорабатывать большое количество разного рода информации, источником которой являются журнальные и газетные статьи, книги. Для повышения эффективности чтения необходимо представлять себе сам процесс. Хотя некоторые моменты в механизме чтения до сих пор еще неясны, в целом его можно представить следующим образом (рис.1).

Информация получается потрем каналам: зрительному, речеслуховому и речедвигательному. Основной канал восприятия — зрительный. Человеческий глаз способен фиксировать моментально целые комплексы графической информации.

Глазное яблоко с помощью мощной мускулатуры перемещается за доли секунды, чтобы хрусталик зафиксировал очередную информацию. Обратите внимание, что при чтении глаза двигаются по строке скачкообразно, останавливаясь после каждого скачка.

Подсчитано, что в течение часа чтения глаза двигаются только 3 минуты, а покоятся оставшиеся 57 минут. На одну фиксацию глаза после скачка требуется около четверти секунды. За это время воспринимается от 12 до 24 знаков.

На главную \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.