Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Введение в динамическое чтение
/ Процесс чтения. Часть 2


Речеслуховой и речедвигательный каналы восприятия информации большую роль играют у людей, обучающихся процессу чтения или недостаточно хорошо им владеющих. Возможно вы обращали внимание, что дети, читая, проговаривают и прослушивают текст. При таком способе чтения скорость не превышает 900 знаков в минуту. Проговаривание встречается и у взрослых людей.

Научные исследования показали, что относительно быстро читающие люди внутренне проговаривают текст. По зрительному каналу человек может воспринимать в процессе чтения в 100 000 раз больше информации, чем по двум другим. Очевидно, что уменьшая роль дополнительных каналов восприятия в процессе чтения, можно существенно повысить его скорость.

Далее, пройдя по каналам восприятия, информация подвергается обработке. При этом она способствует извлечению из памяти сведений о предмете чтения, уже хранящихся в мозгу. На этом этапе устанавливаются логические и ассоциативные связи вновь поступившей информации с уже хранящейся. Именно они способствуют прочному запоминанию получаемых сведений.

Следует отметить, что в процессе чтения головной мозг не только обрабатывает и запоминает прочитанное, но и управляет движениями глаз, гортани, языка, губ и т.д. Традиционные методы обучения чтению вырабатывают определенный динамический стереотип согласованности работы всех трех каналов одновременно. Эта школьная привычка поначалу способствует лучшему восприятию графической информации, а затем становится тормозом.

В общем процесс чтения можно представить как восприятие информации, ее обработку и, как следствие обработки, запоминание и принятие решения о дальнейшем действии: продолжения чтения, перелистывания страницы, перечитывания последнего предложения, абзаца и т.д. Таким образом, в основе процесса чтения лежат как психологические, так и физиологические аспекты. К психологическим можно причислить алгоритмы смысловой обработки информации, запоминания сформированных образов и принятие решений о последующих действиях.

Эти процессы на сегодняшний день еще полностью не исследованы, поскольку большая их часть протекает в области подсознания, которая почти закрыта для исследований. Однако это не мешает их развивать и корректировать. Физиологические аспекты включают в себя все составляющие работы каналов анализаторов на пути восприятия и «транспортировки» в кору головного мозга графической информации.

Здесь поддаются корректировке сформированные динамические стереотипы. Итак, повышая эффективность процесса чтения, следует уделять внимание совершенствованию обоих его аспектов: как психологического, так и физиологического.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.