Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 1

Несмотря на то, что попытки разгадать природу памяти и механизм ее действия делаются на протяжении всей истории человечества, ясного представления о ней пока еще не сложилось. Наиболее существенные и значительные открытия последних десятилетий позволили зафиксировать некоторые закономерности ее работы.

Существует несколько научных гипотез, объясняющих экспериментально полученные данные. Согласно одной из них, запоминание информации осуществляется с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты, а именно посредством изменения последовательности укладки нуклеотидов — структурных единиц молекул рибонуклеиновой кислоты.

Другая гипотеза основывается на предположении о росте нейронных сетей в ходе активной работы нервной системы. Т.е. при интенсивных психических процессах в клетках мозга начинает преобладать синтез белка и рибонуклеиновой кислоты над их распадом, в результате чего клетка растет. Рост нервной клетки выражается в формировании отростков нейронов и их тончайших разветвлений, активно взаимодействующих с другими нервными клетками. Таким образом, в результате активизации психических процессов разрастаются нейронные сети. Этот процесс позволяет в дальнейшем образовывать следы памяти в новых нервных тканях.

Однако это по сути дела лишь гипотезы, которые по-прежнему не дают ясного и однозначного представления о работе памяти. Тем не менее подобные исследования позволяют сделать вывод о том, что память — это сложная функциональная система, состоящая из энергетических звеньев и имеющая иерархическую структуру, но самое главное для нас то, что память — это активный динамический процесс, который в зависимости от интенсивности психической деятельности изменяет свои качественные и количественные показатели.

Другими словами, творческий подход к решению постоянно возникающих в жизни человека задач, активная мыслительная деятельность, стремление к познанию развивают и совершенствуют человеческую память. «Растительный» образ жизни, напротив, способствует ее затуханию. Процесс чтения, в том числе и динамического, предполагает наличие развитой памяти, которая была бы в состоянии воспринять информацию, записать ее, сохранить и, по мере необходимости, воспроизводить.

Все эти четыре этапа являются необходимыми составляющими процесса памяти. Восприятие информации, поступающей из внешнего мира — это процесс чувственного отражения действительности. Мы говорили в предыдущем разделе, что в процессе жизнедеятельности человек чувственно воспринимает все проявления окружающего мира, однако мы воспринимаем и обрабатываем только те, которые привлекли наше внимание.

Таким образом качество восприятия информации обуславливается вниманием к ней. Говоря о памяти применительно к процессу чтения, нас прежде всего должно интересовать зрительное восприятие информации. Многие факторы (обстановка, внимание, шрифт, освещение и т.д.) влияют на объем и четкость получаемых зрительных впечатлений.

Из них, пожалуй, можно выделить те, которые повышают эффективность восприятия:
• всестороннее использование аппарата памяти;
• мотивация чтения;
• выделение существенного в тексте.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.