Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 2

Экспериментально было установлено, что для более качественного и глубокого хранения информации необходимо на этапе ее восприятия получить как можно более яркий образ прочитанного. Этому значительно помогает определенный эмоциональный настрой в ходе чтения, который помимо логического представления о предмете чтения формирует и его эмоциональное окружение.

Такой подход к восприятию информации позволяет установить не только логические связи новой информации с хранящейся в памяти, но и ассоциативные, которые обычно имеют важное значение для воспроизведения необходимых данных. Поэтому мы обращаем ваше внимание на необходимость всестороннего использования аппарата памяти, имеющего в своем арсенале мышление, эмоции знания и т.д.

Огромную роль в процессе восприятия информации имеет мотивация, которая мобилизует и концентрирует внимание на предмете чтения. Именно внимание, как линза, собирает и фокусирует ваши мысли и чувства на тексте, не позволяя им растрачиваться впустую. А для концентрации внимания, в свою очередь, необходимо сознание важности и полезности совершаемой работы, т.е. ее мотивация.

Значительно повышает эффективность чтения и процесса запоминания выделение существенного в тексте, поскольку таким образом мы избавляем себя от необходимости записывать и хранить ненужные сведения. Процесс записи, или фиксации, информации предполагает формирование следов о ней в памяти. Их четкость и глубина зависят от ясности и яркости образов, полученных в процессе восприятия информации. Этот этап во многом обуславливает долговременность их хранения.

Существует мнение, что наша память хранит все когда-либо полученные впечатления. Тому встречается много подтверждений: нередко люди, попадая в обстановку давно минувших дней, начинают вспоминать события многолетней давности в мельчайших подробностях. В литературе, касающейся процесса памяти, приводятся редкие феноменальные случаи внезапного воспроизведения впечатлений, полученных единожды в глубоком детстве.

Тем не менее существует и вполне логичная версия о том, что процесс запоминания обязательно должен сопровождаться процессом забывания. Это объясняется утратой логических и ассоциативных связей данных, к которым долго не обращаются, с другими областями знаний и впечатлений, т.е. стечением времени теряются все возможные пути, ведущие к ним.

Мало того, в процессе постоянного обращения к определенным впечатлениям мы оказываем воздействие на них. Это приводит к их трансформации. Такое видоизменение впечатлений происходит в виду нашего субъективного к ним отношения: будучи в плохом настроении, мы обязательно уделим больше внимания отрицательной стороне вопроса, что неизбежно приведет к более яркой и четкой фиксации негативной составляющей на фоне позитивной.

А это значит, что воспоминания получили иную трактовку. Это, в основном, касается эмоциональной окраски хранимых впечатлений. Однако логическая связь элементов информации также может подвергаться изменениям. Новые данные, свежий оригинальный взгляд на проблему может привести к «перезаписи» информации в другом порядке. Эти наблюдения говорят о высокой пластичности нашей памяти.

Поэтому мы рекомендуем в процессе восприятия и обработки новой информации, неизбежно связанных с извлечением старой, стараться подвергать ее логическому анализу, подходя к нему системно, т.е. с обязательным учетом всех аспектов проблемы. Восприятие, запись и хранение информации в таком виде помогут вам наилучшим образом использовать память, облегчат воспроизведение необходимых данных в нужный момент.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.