Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 3

Представленный здесь в общих чертах механизм памяти демонстрирует, насколько она сложна и многообразна. В зависимости от типа восприятия, способов фиксации, долговременности хранения и других критериев выделяют различные виды памяти:
- зрительную,
- слуховую,
- двигательную,
- эмоциональную,
- словесную,
- логическую,
- осознаваемую,
- неосознаваемую
- кратковременную,
- долговременную. У каждого человека в силу индивидуальных особенностей доминирует определенный вид памяти.

Для повышения эффективности чтения особо важно развивать зрительную память. Именно на развитие этого типа памяти и направлены упражнения, предложенные в конце раздела.

Для того чтобы лучше представить себе процесс фиксации данных в памяти, рассмотрим ее разновидности в зависимости от долговременности хранения информации. Здесь выделяют три вида памяти:
• оперативная;
• кратковременная;
• долговременная.

В оперативной памяти информация хранится лишь некоторые доли секунды. За это время мозг оценивает значимость этой информации и распоряжается ее дальнейшей судьбой: обработать или стереть. Для дальнейшей обработки информация поступает в кратковременную память, которая хранит ее от нескольких минут до нескольких часов.

На этом этапе новые данные подвергаются более тщательному осмыслению, чем на предыдущем, после чего опять-таки где-то в подсознании принимается решение о необходимости запомнить или забыть воспринятую информацию. Та, которая подлежит запоминанию, переводится на хранение в длительную память, где может сохраняться годами.

На рис. 15 приведена зависимость объема сохраняемой информации от времени хранения. Эта зависимость носит экспоненциальный характер. Внимательно посмотрев на рисунок, можно догадаться, что для закрепления информации в долговременной памяти должен пройти так называемый критический срок — чуть меньше суток. Однако для каждого человека его длительность различна и зависит от индивидуальных особенностей.

Для гарантированного запоминания информации в долговременной памяти мы рекомендуем периодически мысленно возвращаться к прочитанному для того, чтобы информация подвергалась четырехкратной обработке:
1. непосредственно после чтения;
2. в течение 3-х часов после чтения;
3. в течение 3-х суток после чтения;
4. в течение 1—2-х месяцев.

Безусловно, это идеальный подход к фиксации новых данных, который мы не в силах осуществлять постоянно. Тем не менее для сохранения трети прочитанного вы обязательно должны в течение 3-х часов после чтения вернуться к интересующему вас материалу.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.