Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 4

Возможно, у вас невольно созрел вопрос о том, может ли память оказаться перегруженной при такой усиленной «эксплуатации»? Относительно долговременной памяти суверенностью можно сказать — нет. Такая защита гарантирована многими физиологическими и психологическими факторами. А вот в отношении оперативной памяти — инструмента, без которого информация не попадет в долговременную, — существуют точные данные о ее объеме. Он составляет 7+2 единицы информации.

Экспериментальные исследования объема оперативной памяти были начаты во второй половине XIX века У Гамильтоном и получили научное обоснование в середине XX века американским психологом Дж. Миллером. Причем было установлено, что в качестве единицы информации могут выступать как отдельные буквы, слова, словосочетания, так и группы образов, объединенных по одному примеру.

Данное наблюдение имеет огромное значение для динамического чтения: изменяя пословный способ считывания информации на образный, мы тем самым повышаем физическую емкость оперативной памяти, которая транспортирует теперь не мелкие фрагменты текста, а целые блоки, объединенные общей идеей. Вот почему важно наряду с устранением проговаривания, расширением поля зрения совершенствовать умение фиксировать зрительные образы. Существует несколько способов их закрепления в памяти.

Первый, самым распространенный и самым неэффективный — многократное повторение. Он заключается в механическом перечитывании и заучивании текста наизусть. Наибольшее распространение он получил в школе. Основным его недостатком является возможность запоминания текста без его осмысления. Поэтому, если вам удобен этот способ запоминания, то старайтесь не пропускать стадию понимания сути материала.

Другой способ заключается в одновременной логической и эмоциональной обработке материала. Другими словами, вы сумеете легче запомнить новую информацию, если проведете соответствующую психологическую подготовку — создадите повышенный интерес к материалу, осознаете его необходимость для вас. Тем самым вы добьетесь необходимого эмоционального возбуждения.

Третий способ, наиболее подходящий для динамического чтения, — логическая обработка информации. Она предполагает активизацию мыслительной деятельности человека, в процессе которой создаются оптимальные условия для запоминания полученной информации на долгое время. Наиболее распространены следующие приемы логической обработки информации:

1. Продумывание прочитанного непосредственно после прочтения. Этот прием хорош тем, что позволяет сократить потери информации из кратковременной памяти.
2. Деление текста на смысловые группы сразу после прочтения раздела, части, главы. Такой подход позволяет выстроить строгую логическую взаимосвязь между отдельными фрагментами материала.
3. Выделение из обилия всей информации основной и второстепенной, что позволяет значительно сократить объем информации, подлежащей хранению.
4. Выделение фактографического материала и критический анализ выводов и обобщений с его помощью. Такой подход заставляет вас выделить свою собственную логику повествования и сравнить с предложенной автором.
5. Краткое тезисное конспектирование. По сути дела — это запись смысловых рядов, которые отражают в себе суть всего материала. По ним легко можно восстановить цепь фактов и обобщений и прийти к главному упорядочению. Методы комплексного и поэтапного осмысления текста в своей основе содержат некоторые из этих приемов логической обработки информации.

Последний, четвертый, способ запоминания основывается на создании ассоциаций новых данных с теми, которые уже зафиксированы в памяти. Они возникают как будто случайно, в результате сопоставления внешнего сходства, запаха, цвета, формы и т.д.

Способ запоминания с помощью нелогических ассоциативных связей нашел свое широкое развитие в мнемонических приемах запоминания. Их вы сможете найти в любой литературе, касающейся методов улучшения памяти.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.