Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 5

Итак, все рассмотренные приемы позволяют более эффективно запомнить нужную информацию. Независимо от выбранного вами приема мы рекомендуем обращать особое внимание на смысл и структуру текста.

Наша задача — добиться осмысленного запоминания информации, поскольку только в этом случае запоминание будет эффективнее и позволит закрепить информацию в долговременной памяти. А сейчас мы предлагаем вам определить тип вашей памяти и объем оперативной памяти.

1. Слуховая память. Попросите кого-нибудь прочитать следующие слова с их порядковыми номерами в темпе спокойной разговорной речи.
 

1. Холод
2. Лист
3. Книга
4. Стол
5. Велосипед

10. Дверь
9. Таблица
8. Вход
7. Крышка
6. Буква

Теперь запишите запомнившиеся вам слова и их порядковые номера на бумаге. За каждое правильно написанное слово с верным порядковым номером вы получаете 10 баллов.

За слово без номера или с неправильным номером — 5 баллов. Повторите этот тест с другими словами еще 2 раза. Подсчитайте общую сумму набранных баллов за все 3 теста и разделите на 3. Это коэффициент эффективности слуховой памяти.

2. Зрительная память. Прочтите следующие 10 слов за 20 сек.
 

1. Ребро
2. Рама
3. Батарея
4. Руль
5. Плафон

10. Кран
9. Холодильник
8. Метка
7. Ковер
6. Стекло

Запишите запомнившиеся вам слова с порядковыми номерами. Оцените свои ответы, как в предыдущем тексте. Повторите его с новыми словами еще 2 раза. Подсчитайте общую сумму баллов и коэффициент эффективности вашей зрительной памяти также, как и в первом тесте.

3. Зрительная память с пространственными сочетаниями. Посмотрите на следующие многоугольники в течение 15 сек.

Нарисуйте их по памяти. За каждое правильно написанное слово на своем месте вы получаете 10 баллов, на чужом — 5. Повторите тест с другими словами еще 2 раза. Подсчитайте коэффициент эффективности зрительной памяти с пространственными сочетаниями.

4. Логическая память. Прочтите следующий текст в привычном темпе. Запомните 10 фраз в их логической последовательности с соответствующими порядковыми номерами.

В нынешнем году климатологи (1) отмечают резкое падение мощности пассатных ветров. (2) Это связано с изменением направления океанских течений в экваториальной зоне Тихого океана. (3) Течения повернули на 180 градусов (4) То есть они пошли в обратном направлении. Ничего (5) хорошего для мирового климата это не сулит. Такое бывало и раньше. (6) То, что происходит сейчас, ученые предсказали заранее. (7) Свои прогнозы они основывали на потеплении поверхностных вод у берегов Перу. За два месяца (8) температура выросла на два градуса. (9) Из-за разности температур воды двинулись в обратном направлении от Индонезии к востоку. По мнению экспертов (10) последствия нового направления течения весь мир почувствует в будущем году.

Запишите фразы по порядку, сохраняя логику повествования. Записанная верно по смыслу фраза, стоящая на своем месте и с соответствующим порядковым номером, оценивается в 10 баллов. Остальные, в зависимости от степени несоответствия, оцениваются от 0 до 9 баллов. Сумма баллов будет являться коэффициентом эффективности логической памяти.

Итак, сравнивая между собой полученные 4 коэффициента эффективности, вы получите представление о том, какой тип памяти у вас является доминирующим. Сложив все коэффициенты и разделив их на 4, вы получите обобщающий коэффициент эффективности памяти. Максимум этого коэффициента соответствует 100 баллам. Теперь вы получили количественную оценку вашей памяти.

Для определения объема оперативной памяти посмотрите на рис. 16 в течение 5—10 сек. Закройте глаза. Уберите рисунок в сторону и на листе бумаги воспроизведите запомнившиеся геометрические фигуры в произвольном порядке.

Число запомнившихся геометрических фигур будет соответствовать объему вашей оперативной памяти.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.