Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие памяти. Часть 9

По окончании выполнения упражнений на развитие памяти, прочитайте контрольный текст № 9.

Текст 9
6020 знаков

Воспитание эмоций

Сегодня средства массовой информации ежедневно сообщают нам о катастрофах, стихийных бедствиях, переворотах, эпидемиях, войнах. Все это происходило в обществе и раньше: и в глубокой древности, и в средневековье, и в совсем уж недалеком девятнадцатом веке. Однако радио, телевидение, компьютерные сети сделали такого рода информацию ежедневной и доступной буквально каждому человеку.

Поток негативной информации, обрушиваясь на современного человека, вызывает страх перед будущим, неуверенность в своих силах, горечь, тревогу. В его внутреннем мире постепенно водворяется хаос. Поэтому люди так легко верят разного рода целителям и экстрасенсам. Психологическое воздействие само по себе — это суть работы любого грамотного психотерапевта, который нередко с помощью своих методов возвращает людям уверенность, радость жизни, а значит, и здоровье.

Но в руках шарлатанов те же самые методы воздействия становятся разрушительной силой — люди теряют волю, способность принимать самостоятельные решения, отрываются от реальной жизни. В средние века эпидемии психозов охватывали большие массы людей. Не то же ли происходит и сегодня? Мы нередко узнаем о случаях самосожжения, самоуничтожения больших групп людей — все это приметы нездоровья общества в целом.

Что же делать обычным людям, чтобы сохранить душевное равновесие и противостоять враждебным и вредным влияниям? Нужно соблюдать некоторые несложные правила — они относятся к области, которую я бы назвала психологической экологией. В самом деле, мы говорим об экологии воды, почвы, воздуха, но почему-то не заботимся о главном — об экологии человеческой психики, которая в конечном счете определяет и наше самочувствие, и настроение, и отношение к другим людям.

Прежде всего необходимо вспомнить о том, что главное средство воздействия на человека — это слово. Словом можно убить человека, а можно возродить его к жизни. Вот история одного из моих пациентов. Молодой человек, закончивший среднюю школу, полный сил и энергии, приехал поступать в летное училище, стал проходить медицинское обследование. В рентгеновском кабинете врач произнесла протяжно и многозначительно: «Да-а-а...» Молодой человек насторожился и, выходя их кабинета, спросил, что значит ее реплика. Рентгенолог бездумно ответила, что у него с сердцем не все в порядке.

Эта мысль так засела в сознании пациента, что он отказался от всякой мысли о полетах И потратил несколько лет на «уточнение» своего заболевания. У молодого человека начались сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца, дрожь в руках и ногах, слабость, хотя серьезных нарушений в работе сердца у него не было. Он много и безуспешно лечился, пока не осознал, что причина болезни — его собственный постоянный страх за свое здоровье. Так одно неосторожно сказанное слово может привести к болезни. Помня об этом, старайтесь не поддаваться внушениям, которые сознательно и бессознательно исходят от других людей в виде тех или иных словесных формулировок.

Лучше всего помогает противостоять чужим влияниям самовнушение, настрой на выздоровление, на борьбу с болезнью.
Самовнушение — это внутренняя позиция человека, готовность к определенному действию, ситуации, переживанию. Самовнушение создается определенным настроем мыслей. А каждая возникшая у вас мысль рождает нервный импульс, который реализуется в организме в виде тех или иных биохимических и физиологических реакций, изменяющих деятельность внутренних органов и систем.

Происходит это потому, что любая мысль, образ, воспоминание вызывают эмоции. Все, что окружает нас — звуки, шум, запахи, вибрации, цвета — всю эту информацию собирает мозг, чтобы использовать как фундамент для наших мыслей и эмоций. Эмоции — и положительные, и отрицательные — могут быть и полезны, и вредны для организма. Так, страх может мобилизовать внутренние резервы организма, а может привести к депрессии.

Кратковременный страх возбуждает эндокринную систему, заставляет работать надпочечники, побуждая их к выработке стрессовых гормонов, в первую очередь адреналина. В результате меняется весь гомеостаз организма — весь режим его внутренних процессов. Ускоряется сердцебиение, поднимается кровяное давление, учащается дыхание.

Все эти изменения помогают организму освободиться от шлаков, токсинов, и он постепенно возвращается в исходное состояние. Но когда страх повторяется часто или продолжается длительное время, организм может исчерпать свои внутренние резервы и перейдет на другой режим работы — развиваются различные заболевания, в первую очередь вегетососудистая дистония, а также колиты, гастриты, нарушения работы щитовидной железы, аллергия. Длительный страх блокирует пути саморегуляции организма, а нарушения развиваются в первую очередь на том участке, который слабее, — где тонко, там и рвется.

Таким образом, мысль рождает эмоции, а эмоции приводят к тем или иным сдвигам в работе организма, которые прокладывают дорогу болезни. Поэтому бояться нужно не болезни, а своих мыслей о ней и связанных с этим отрицательных эмоций. Эмоции — это как бы окраска наших мыслей, они усиливают или ослабляют наши внутренние установки. В мозгу существуют центры удовольствия, агрессии и другие, длительное возбуждение которых и создает общий фон эмоциональной окраски.

Вспомните — как часто, проснувшись, вы чувствуете себя бодро и весело, несмотря на то что погода хмурая и множество дел, однако в другой день — несмотря на то что ничего плохого не происходит, все не так — «встал не с той ноги»... У вас иначе бьется сердце, иной ритм пульса, тонус сосудов, уровень выработки гормонов.

При нормальной нервной регуляции эти изменения помогают организму приспособиться к ситуации и адекватно отреагировать на происходящее, а затем все возвращается «на круги своя». В случае же нарушения регуляции внешние раздражители уже исчезли, а изменение состояния организма — ответ на раздражитель — остается, и человек продолжает чувствовать тревогу, страх, у него комок в горле, спазмы сосудов, учащенное дыхание.

Такого рода «зажимы» сказываются на работе внутренних органов и постепенно способствуют развитию так называемых психосоматических болезней, первопричина которых — в нарушении нервной регуляции деятельности организма.

Таким образом, чтобы быть здоровым, надо научиться управлять своими эмоциями. Воспитание эмоций — непростая задача. Начинать нужно со своих мыслей — в течение дня стараться думать (и говорить) только о хорошем, приятном для вас и окружающих, избегать конфликтных ситуаций, осуждения, перечисления своих обид ... Помогает и увлечение каким-то новым для себя делом, а также различные методики самовнушения, аутотренинг, медитация, для религиозных людей — молитвы.

Конечно, в жизни невозможно избежать отрицательных эмоций, и не надо их бояться — это само по себе создает стрессовую ситуацию. Наш организм рассчитан и на периоды отрицательных эмоций, важно только, чтобы они были непродолжительными. Длительные переживания, связанные с потерей чего-либо, разочарование в работе, друзьях, несбывшиеся мечты — все это вызывает избыточное образование в крови веществ, по действию противоположных адреналину, что приводит к засорению организма солями, к вялости, ожирению, снижению тонуса сосудов.

Организм постепенно как бы смиряется со своим нездоровым состоянием, принимает болезнь как должное. Положительные эмоции тоже могут действовать разрушительно — всем известно, что от чрезмерной радости можно получить инфаркт, а любовь может лишить человека сна и аппетита, захватить его настолько, что он действительно заболеет.

Поэтому старайтесь в меру и радоваться, и огорчаться, бойтесь слишком раскачать внутренний маятник эмоций. Библейские заповеди не случайно ограничивали человека в его переживаниях, излишние эмоции считались неправедными, высшая гармония — в равновесии чувств. Мы должны властвовать над своими эмоциями, а не они над нами. Только тогда эмоции станут тем рычагом, который поможет нам обрести и сохранить здоровье.

Э. Панченко
«Наука и жизнь» № 11, 1997


Вопросы к тексту 9
1. Что зачастую приводит к неуверенности в себе, в завтрашнем дне?
2. Каковыми могут оказаться последствия психологического воздействия некомпетентного психотерапевта?
3. Каково главное средство воздействия на человека?
4. Что произошло с абитуриентом летного училища после медосмотра?
5. Какие психологические средства помогают противостоять чужому влиянию?
6. Что такое самовнушение?
7. Почему длительный страх отрицательно сказывается на работе организма?
8. Каким путем мысль может влиять на болезнь?
9. Что предполагает воспитание эмоций?
10. Нужно ли сдерживать не только отрицательные, но и положительные эмоции?


Подсчитайте коэффициент усвоения, скорость чтения и коэффициент эффективности чтения. Занесите эти данные в таблицу 1.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.