Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие способности антиципировать. Часть 2

Опытный читатель без труда определяет тип текста и в соответствии со своими целями выбирает наиболее удобный способ чтения: с художественной литературой приятно отдохнуть; научную статью можно просканировать, останавливаясь на выводах и обобщениях; научно-популярную и общественно-политическую «пробежать глазами», выделив лишь доминанту.

Таким образом, техника динамического чтения позволяет экономить силы и получать удовольствие от чтения. Немалую роль в процессе предугадывания развития мысли играет умение определить композиционное построение текста. Основными составляющими композиции являются вступление, главная часть и заключение.

Во вступлении представляется круг вопросов и проблем, поднимаемых далее в тексте. Здесь же может быть затронута история рассматриваемой проблемы и сделан обзор вариантов ее решения. Такой дополнительный материал позволяет одним читателям обстоятельно ознакомиться с проблемой, другим, знакомым с этой информацией, — бегло просмотреть вступление. Вообще рекомендуется вступительную часть читать быстро, иногда только просматривать, а основное внимание уделить главной части и заключению.

В главной части излагается основная информация. В большинстве случаев она подразделяется на части, главы, разделы. Именно здесь дана суть исследований, итоги эксперимента, фактографический материал. Автор также может поместить в главной части доказательства в защиту своего видения материала в сравнении с другими точками зрения.

Для эффективного чтения главной части надо выработать навыки быстрой ориентации в тексте, чтобы, ознакомившись с фактами, перейти к детальной проработке цепи доказательств и обобщений. Осмысливая таким образом текст, вы без труда логически подойдете к заключению.

В заключении подводятся итоги, делаются выводы и обобщения, касающиеся сути текста. По объему оно может быть в виде абзаца, нескольких предложений или главы. Читать заключение следует крайне внимательно. Зачастую на этом этапе возникает необходимость реципаций.

Для того, чтобы в процессе понимания прочитанного не заблудиться в лабиринте мыслей, уяснить способ мышления автора, необходимо научиться чувствовать логику повествования, т.е. уметь видеть определенные принципы мышления автора. Это умение позволит вам определить «красную нить» повествования и отступления от нее.

Основные принципы логики повествования просты: от общего к частному или наоборот в зависимости от стиля автора. Это значит, что обсуждение основного вопроса может начинаться с основного тезиса (общего), в защиту которого далее будут приводиться факты, примеры, доказательства, дополнительные сведения (частное). После обсуждения проблемы обычно делаются обобщающие выводы.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.