Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие способности антиципировать. Часть 3

Но возможен и другой вариант: вначале автор излагает факты, описывает последовательность проведения исследований, делая по ходу повествования локальные обобщения. Тем самым автор подводит читателя к главному заключительному выводу. В обоих случаях для всестороннего освещения проблемы могут делаться отступления от темы в виде полемики.

Таким образом, умение видеть логику повествования позволит быстрее найти мысленный контакт с автором и спрогнозировать ход развития событий. Техника динамического чтения также предполагает умение воспринимать абзац как единое целое, понимать смысл абзаца одним взглядом. Однако такое умение приходит не сразу. Поэтому следует сначала научиться выделять и воспринимать текст с помощью синтагм, т.е. законченных смысловых групп слов.

В каждой синтагме важно видеть ключевое слово, несущее основной смысл. Однако следует знать, что ключевое слово в синтагме может не являться ключевым словом в тексте, потому что смысловая нагрузка распределена неравномерно: целые абзацы могут заключать в себе дополнительную информацию.

Затем следует научиться воспринимать целиком небольшие предложения, части абзацев. На этом этапе важно осознавать, что и абзац имеет свою собственную структуру. Обычно в первом предложении содержится основной тезис, а затем он раскрывается. В последнем предложении абзаца может подводиться предварительный итог. Но не всегда смысловой абзац может совпадать с печатным.

Таким образом, вы сумеете воспринимать текст крупными информативными блоками. Это умение получит дальнейшее развитие в процессе расширения поля зрения. Совершенствование навыков и умений эффективного чтения также находится в тесной связи со знаниями особенностей языковой организации текста. Исследования показали, что процесс чтения и восприятия информации в сильной степени зависит от синтаксической структуры текста и его лексического состава.

Анализ техники чтения демонстрирует, что скорость чтения тем выше, чем проще синтаксическая структура текста. То есть значительно проще и быстрее воспринимаются простые предложения, чем сложносочиненные и сложноподчиненные, хотя последние и несут больше информации. Очевидно, что предложения с многоступенчатыми подчинениями, обилием причастных и деепричастных оборотов сложны для восприятия.

Они вызывают частые регрессии, а порой приводят к потере нити повествования. Такие предложения следует читать с особым вниманием, сохраняя в памяти все степени сочинения и подчинения. К тому же, для лучшей ориентации в таких предложениях важно разобраться в синтаксических конструкциях текста и особенностях функциональных стилей. Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с практической стилистикой русского языка.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.