Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие способности антиципировать. Часть 4

Для понимания и осмысления текста, правильного его восприятия и толкования важно знать его основной лексический состав. Научная, научно-популярная литература порой изобилует узкоспециальной лексикой, доступной лишь специалистам в этой области. Поэтому желательно ориентироваться хотя бы в основных понятиях.

Тогда это даст возможность по контексту и уже полученной в ходе чтения информации догадаться о значении неизвестного слова. Навык языковой догадки позволяет в процессе чтения сформировать некоторые ассоциативные связи между новыми незнакомыми данными и хранящимися в памяти, что играет существенную роль в раскрытии конкретного значения слова.

Вообще культура чтения предполагает наличие существенного лексического запаса у читателя, что расширяет возможности антиципирования. С другой стороны, пренебрежение к лексическому обогащению приводит многих читателей к превратному толкованию смысла прочитанного. Поэтому мы рекомендуем вам в случае знакомства с текстом, изобилующим непонятными словами, не полениться и уточнить в словарях их значение.

Такой подход к чтению незнакомого материала поможет избежать заблуждений и пополнить ваш лексический багаж. Кроме основного лексического состава в тексте встречаются «служебные» слова, которые не передают основного смысла, но помогают в нем ориентироваться, так называемые слова-ориентиры. Приведем некоторые группы таких слов. На развитие мысли указывают слова: и ещё, так же, причем, к тому же, более того и т.д.

Как правило, они стоят в начале предложения и свидетельствуют о том, что к уже к сказанному добавляется новый материал, делаются уточнения. Об изменении хода мысли говорят слова: но, хотя, однако, иначе, несмотря на, тем не менее, помимо и т.д. Они призваны обратить ваше внимание на новое направление развития мысли.

Выделение существенного момента в тексте обычно совершается при помощи слов: таким образом, тем более, стало быть, поэтому, в сущности и др. Они обращают внимание на значительный факт, который играет важную роль в логической цепочке развития мысли.

Обобщение, выводы предполагают в тексте наличие следующих слов: в итоге, итак, наконец, в общем, в результате и т.д. На предложения, начинающиеся такими словами, вы должны обратить особое внимание, поскольку именно здесь излагается суть рассматриваемого вопроса. Научившись вовремя видеть слова-ориентиры, вы будете без труда следовать логике развития событий и соответственно адаптировать темп чтения к важности текущего момента.

Помимо знания структуры текста и его языковых особенностей, на скорость и эффективность чтения оказывает влияние и его графическое оформление. Вставки жирным шрифтом и курсивом, более мелкими или более крупными буквами, печать в разрядку и окраска букв помогут вам зрительно определить ключевые слова, важные и дополнительные фрагменты текста.

Таблицы, диаграммы, графики также являются способом наглядного графического оформления текста. Они являются средоточием информации, представленной в наглядной, удобной для зрительного восприятия форме. В ходе предварительного знакомства с текстом, ориентируясь лишь по графическому оформлению, можно легко определить его центральную идею.

Итак, способность антиципировать в ходе чтения — это привычка активно работать с композицией и структурой текста, логикой повествования, стилем изложения, словами-ориентирами и графическими подсказками. Для формирования этой привычки мы предлагаем вам несколько упражнений.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.