Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие способности антиципировать. Часть 5

Упражнения

1. Подберите несколько книг, журналов, газет с различными типами текстов. Пробежав глазами выборочно по тексту, определите к какому из 4-х типов относится данный текст. Обоснуйте свое решение.

2. Прочтите текст по синтагмам, обращая внимание на ключевые слова. Определите доминанту в процессе первого чтения.

Текст к упражнению 2
Морские слоны — спасенный вид

/В начале тридцатых годов/ морские слоны, /эти гигантские животные/ с далеко выпяченной верхней губой, /напоминающей хобот/, считались вымирающим видом. /Они обитали/ у западного побережья Соединенных Штатов, /и их нещадно истребляли /ради жира/. Охота на слонов /была остановлена/ только суровыми запретами/ правительств США и Мексики/.

/Нынче/ этот вид /возрождается. Уже появились стада /на Калифорнийском берегу и Южных берегах Латинской Америки/. Учёные/, вооруженные многочисленными новейшими приборами/, могут детально исследовать /образ жизни и физиологию толстокожих гигантов/. Приборы приклеиваются /эпоксидной смолой/ к спинам слонов/ — это никак не стесняет/ свободу плавающих и ныряющих животных, — /а потом легко снимаются/.

/Слоны/ — великолепные ныряльщики/. Некоторые «рекордисты» достигают полуторакилометровой глубины /и могут пробыть под водой/ до двух часов/. Чтобы набрать /в лёгкие свежего воздуха/, животное выныривает/, тратя на подъём/ всего три минуты/, — и никакой тебе декомпрессии/!

/Такими удивительными способностями/ животные наделены /благодаря необычайно большому содержанию /крови в их теле/. При весе от 2 до 4 тонн кровь по весу составляет /20 процентов полной массы морского слона / (у человека/ на кровь приходится/ только 7 процентов/ его веса).

Остается загадкой: /как находят эти гиганты необходимые им 40 фунтов корма/? Его, как правило, составляют каракатицы. /Но как слоны охотятся на таких глубинах/, куда солнечный свет/ не проникает/? Или они обладают /исключительной силой зрения/, или же они пользуются /звуковой локацией/, как это делают летучие мыши и дельфины/? Первые акустические опыты /не подтвердили второй точки зрения. /На очереди/ — исследование зрения морских слонов/.

Г. Николаев
По материалам журнала «Бильд дер Виссеншафт».
«Наука и жизнь» № 11, 1997


3. В следующем тексте самостоятельно выделите синтагмы и ключевые слова, определите доминанту.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.