Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Развитие способности антиципировать. Часть 8

Фрагмент текста к упражнению 7

Слова, как наиболее полноценные языковые единицы, в результате общественного применения языка с объективной необходимостью оказываются связанными с определенными «единицами внешней оболочки». Материальная языковая оболочка постольку и является языковой оболочкой, поскольку она наполнена определенным языковым содержанием.

Поэтому наиболее естественным было бы такое положение, при котором каждой единице языкового смысла соответствовала бы отдельная и строго закрепленная за ней единица внешней оболочки. Однако этого положения, которое, отвлеченно рассуждая, и могло бы казаться желательным, удобным и т.п., на самом деле не существует.

Обычно единицы внешней оболочки оказываются как бы растяжимыми, легко допускающими соотнесения их со все новыми и новыми разновидностями и оттенками языкового содержания или значения. Отсюда обычное сосуществование в границах одного слова весьма разнообразных лексико-семантических его вариантов (или «разных значений»), не разрушающих, однако, его тождества.

От этого положения, представляющего общее правило, общий закон функционирования и развития языковых единиц, принципиально отличаются те случаи, когда единицы внешней оболочки оказываются как бы сдублированными, а иногда и утроенными, учетверенными. Это происходит тогда, когда они оказываются связанными (или соотнесенными) с настолько разными единицами смысла, что наличие для каждой в отдельности одной и той же внешней оболочки выступает уже как возникшее в результате какого-то особого стечения обстоятельств.

Поскольку общим правилом функционирования языковых единиц является закрепленность данной внешней оболочки за определенными единицами значения, факт объединения в одной и той же единице внешней оболочки совершенно различных значений требует особого изучения. Следует заметить, что «бремя доказательства» (onus proband!) в таких случаях падает на того, кто рассматривает данное семантическое расщепление звукового комплекса как омонимию, а не как разветвленную полисемию, т.е. разросшуюся совокупность лексико-семантических вариантов одного и того же слова.

8. Подберите 2—3 статьи по специальности. Просмотрите их, обращая внимание на выделенные курсивом или жирным шрифтом слова, таблицы, диаграммы, графики, схемы. Определите доминанту каждой из статей. Прочтите материал целиком. Сравните объемы полученной информации при просмотре и при подробном чтении. Существенно ли изменилось понимание материала?

9. Прочитав пару слов, выделите их общее значение и запишите его в скобочки между словами. Например: металл (хром) кожа. Сверьте свои ответы с ответами в конце упражнения.
 

птица

(...)

штемпель

гроздь

(...)

рука

заяц

(...)

гвардеец

лес

(...)

химический элемент

мебель

(...)

отдел

магазин

(...)

скамья

гриб

(...)

плащ

кабина

(...)

сеча

ограда

(...)

приёмка

болезнь

(...)

шалость

колдовство

(...)

предательство

тариф

(...)

собака

деликатес

(...)

мышца ноги

снаряд

(...)

гримаса

снимок

(...)

работник

кожа

(...)

собака

зажим

(...)

оружие

должность

(...)

воздержание от пищи

женщина

(...)

деталь одежды

овраг

(...)

опорный брус

животное

(...)

часть крыши

супружество

(...)

изъян

шляпа

(...)

кастрюля

животное

(...)

монах

причёска

(...)

садовый инвентарь

родник

(...)

отмычка

денежная единица

(...)

часть дерева

битва

(...)

ругань

старьё

(...)

орудие труда

рыба

(...)

наклонная поверхность

овощ

(...)

оружие

животное

(...)

нежность

мелодия

(...)

причина

полудрагоценный камень

(...)

болезнь почек

зверёк

(...)

убежище

икона

(...)

общий вид

страна

(...)

шляпка

молодое растение

(...)

бегство

Гриф, кисть, беляк, бор, бюро, лавка, дождевик, рубка, забор, проказа, заговор, такса, икра, мина, кадр, лайка, карабин, пост, кокетка, балка, конек, брак, котелок, лама, коса, ключ, крона, брань, лом, скат, лук, ласка, мотив, нефрит, норка, образ, панама, побег.

10. Прочитайте слова с пропущенными буквами. Сверьте свои ответы с теми словами, которые приведены в конце упражнения.
 

к-п-т-н

м-л-и-р-

с-у-ь-т-р-

о-н-в-н-е

н-ж-и-ы

м-щ-о-т-

х-р-к-е-

э-о-ю-и-

р-ч-а

п-л-с-а

о-р-м-е-и-

м-р-и-а

к-е-н-й

г-л-к-и-а

р-ф-р-т

п-в-р-н-с-ь

о-т-н-в-а

л-т-р-т-р-

п-с-е-с-в-е

с-д-р-а-и-

п-к-ы-и-

и-в-н-а-ь

к-т-с-р-ф-

п-о-л-д-а

п-р-м-н-

п-р-г-р-д-а

б-т-р-я

о-р-ж-е-и-

к-с-о-о-

с-е-ж-н-

п-п-р-т-и-

т-й-и-

Капитан, ножницы, ручка (речка), кремний, остановка, покрытие, портмоне, кислород, миллиард, мощность, полоска, галактика, литература, инвентарь, перегородка, стержень, скульптура, характер, обрамление, реферат, последствие, катастрофа, батарея, папоротник, основание, эволюция, маркиза, поверхность, содержание, прокладка, ограждение, тайник.

11. В следующем тексте зачеркнуты слова в начале и в конце предложения. Постарайтесь догадаться по смыслу, что это за слова. Ключ дан в конце упражнения. Определите доминанту текста.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.