Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Устранение внутреннего проговаривания. Часть 1

Рассматривая процесс чтения вообще и особенности динамического чтения в частности, мы говорили о том, что человек принимает и перерабатывает текст не только с помощью глаз, но и с помощью ушей. Причем эта особенность чтения выражается тем сильнее, чем меньше у человека развиты навыки «беглого» чтения или чем больше он уделяет внимания читаемому материалу.

Мы также рассмотрели природу возникновения привычки проговаривать воспринятый текст и пришли к выводу, что для повышения скорости чтения необходимо от нее избавиться. Однако невольно возникает вопрос, насколько это реально, и не отразится ли подавление артикуляции на качестве осмысления текста.

Проводимые психологом Э. Мейманом исследования в начале XX столетия позволили прийти к выводу, что внутренняя артикуляция не является одинаково необходимой для всех людей. Дети и малообразованные люди проговаривали текст вслух или шепотом, активно вовлекая в процесс чтения внешнюю артикуляцию.

Образованные, относительно быстро читающие люди, которые в обычных условиях не обнаруживают у себя внешних признаков проговаривания, начинали шевелить губами, пытаясь сильнее сосредоточиться на тексте. Американский ученый Питлер в процессе исследований предлагал людям во время чтения читать или произносить заученные заранее и не имеющие отношения к тексту фразы.

Поначалу это отрицательно сказалось на осмыслении материала, а затем после некоторых тренировок способность нормально усваивать прочитанное в таких условиях вернулась. Результаты этих исследований подтвердил и развил А. Н. Соколов. Имея в своем распоряжении специальную аппаратуру для регистрации мускульного напряжения языка и нижней губы, он анализировал интенсивность внутреннего проговаривания при чтении текстов на родном и иностранном языках, с механическим подавлением движений языка и губ и без него, с проговариванием отвлеченного текста и без него.

В результате А.Н. Соколов получил подтверждение того, что зрительная составляющая поступающих при чтении в мозг сигналов может быть основной в том случае, если у читателя в прошлом установились прочные связи между речедвигательными, речеслуховыми и зрительными следами читаемых слов и фраз.

Если же в тексте вдруг встречались включения на иностранном языке, то интенсивность проговаривания резко возрастала, т.е. читатель для лучшего понимания активизировал все три канала восприятия информации. При чтении же текстов на родном языке мускульное напряжение языка и губ было минимально.

Это говорит о том, что привычная графическая символика в виде русских слов позволила воспринимать текст наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами и образами, которые не требуют проговаривания, что является свидетельством возможности одномоментного зрительного схватывания слов текста без развернутой внутренней речи.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.