Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Резервы повышения эффективности чтения
/
Устранение внутреннего проговаривания. Часть 2

Эксперименты А.Н. Соколова по подавлению артикуляции показали, что механическая фиксация губ, языка является неэффективным методом и позволяет затормозить только периферическую часть речедвигательного анализатора. Это значит, что таким образом мы пытаемся воздействовать на следствие, а не на причину: необходимо разрушить сложившийся в мозгу динамический стереотип одновременной работы зрительного, слухового и речевого каналов, а воздействие осуществляется на сам анализатор, который выполняет «приказы» мозга.

Другой способ — принудительное произнесение вслух отвлеченного текста во время чтения про себя — обладает преимуществом в сравнении с предыдущим. Он позволяет сформировать помехи, которые оказывают воздействие не только на периферическую часть речедвигательного канала, но и на мозговую. Однако и он не совершенен, поскольку не позволяет подавить артикуляцию полностью. Во время чтения с принудительным проговариванием вслух другого текста вы, конечно же, не можете произносить (даже внутренне) то, что читаете.

Но ваш речедвигательный анализатор занят совсем посторонним делом и не может оказать помощь в восприятии графической информации. Третий, на сегодняшний день самый эффективный, способ основан на блокировке области моторной речи — зоны головного мозга, ответственной за понимание того, что вы говорите. Во второй половине XIX столетия Э. Вернике в процессе исследования функций мозга установил наличие зоны сенсорной речи в верхней височной извилине.

Её поражение приводило к тому, что человек переставал понимать значение услышанных и произнесенных слов, не соотносил их значение с действиями и предметами, которые эти слова обозначали. Дальнейшие исследования показали, что в зоне Вернике хранятся в виде нейронных следов звуковые образы слов, когда-либо слышанных человеком. Французский нейрохирург П. Брока исследовал другую область головного мозга, ответственную за способность осмысленно членораздельно говорить.

Нарушение работы зоны Брока приводит к тому, что несмотря на то, что человек понимает, что ему говорят, он не в состоянии сам что-либо внятно произнести. Исследования этих двух ученых позволили сделать вывод о том, что сенсорная и моторная речь у человека управляются разными отделами головного мозга, и блокировка одного не окажет существенного влияния на работу другого. Способ блокировки зоны Брока позволил разработать исследование проф. М.М. Кольцовой.

Она показала, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием первых импульсов, поступающих от пальцев рук, и если в 6—7 месячном возрасте с ребенком проводить специальные упражнения, то он значительно раньше начинает выговаривать сложные слова. Это подтверждает существование прямой связи между движением руки и произношением слов, которую акад. И.П. Павлов объяснял как взаимодействие предметной (первой) и речевой (второй) сигнальных систем.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.