Самоучитель: как научиться быстро читать. На главную страницу

 


Подготовка, планирование и организация чтения
/
Виды записей и их выбор

Нередко в процессе детальной проработки материала возникает необходимость вести записи. Они помогают глубже вникнуть в прочитанное, поскольку пометки зачастую делаются кратко, своими словами, и позволяют в будущем быстро восстановить в памяти забытое.
Однако грамотное ведение записей в ходе работы над текстом требует умения выбрать вид записи в соответствии с поставленной целью чтения. Различают следующие виды записей: выдержки (или выписки), рабочие пометки, записи, план, тезисы и конспект.

Пометки можно отнести к записям лишь условно, поскольку это условные знаки на полях страниц книг и журналов. В процессе активного чтения материала они могут быть весьма полезны. Однако с точки зрения сохранения издания, заботы о будущих читателях (пометки отражают личное видение проблемы) — это не самый лучший способ работы с книгой. Лучше воспользоваться закладкой с короткой записью: она остановит ваше внимание на интересующем фрагменте текста при последующем его просмотре и не нанесет ущерба самому изданию.

Самый простой вид записей — выдержки. На нем мы коротко остановились в предыдущем разделе, где советовали делать выписки на отдельных карточках, которые впоследствии должны быть классифицированы по темам. Такой вид записей приемлем при работе с любой книгой, статьей, справочником, даже с художественной литературой.

Существуют несколько общих правил, касающихся выписок:
1. На одной карточке следует записывать лишь одну мысль, одну цитату.
2. Цитата должна быть обязательно заключена в кавычки, а в местах пропусков необходимо ставить многоточие.
3. Цитата должна быть полной, т.е. содержать основную мысль целиком, иначе это может привести к неверному толкованию слов автора.
4. На карточке должна обязательно присутствовать ссылка на название книги, ее автора и источник (издательство, журнал...).
5. Избегайте автоматизма при составлении выписок.
6. Будьте критичны к цитатам, приводимым в книгах, статьях. Их желательно перепроверить по первоисточнику.
7. По окончании работы над книгой желательно просмотреть выписки заново, поскольку после осмысления материала в целом некоторые записи могут оказаться несущественными.

Обычно при работе со многими книгами, различными авторами выписки формируются в систематический (по темам) или в алфавитный (по авторам) каталоги. Такой подход к организации записей поможет вам сэкономить свое время при поиске тех или иных данных, тем более что выписки, как правило, являются основой для составления планов, тезисов, конспектов, собственных рукописей и т.д.

Удобной формой записи является рабочая запись. Их также, как и выписки, удобно делать на отдельных карточках со ссылкой на первоисточник. Однако принцип составления самой записи иной. Мы рекомендуем делать рабочие записи по объединенной схеме двух методов: комплексного восприятия и поэтапного осмысления текста.

По окончании чтения подраздела, раздела, главы и т.д. на карточку выпишите следующие данные:
• название книги и раздела,
• автор,
• источник,
• основное содержание,
• значимые факты,
• особенности материала,
• новизна,
• доминанта.

Такая запись является хорошим помощником не только в осмыслении текста, его запоминании, последующем воспроизведении в памяти, но и в составлении плана прочитанной книги или собственной работы (реферата, доклада и пр.).

Процесс составления плана также требует от читателя некоторых умений: анализировать структуру произведения, делать обобщения, выделять суть материала и видеть логику развития событий. Он также является инструментом лучшего понимания произведения, его анализа, запоминания и восстановления в памяти по прошествии определенного срока.

По своей структуре план может быть простым и сложным. Простой план предполагает четкую линейную последовательность пунктов, в то время как сложный план имеет древообразную структуру, т.е. каждый пункт плана может иметь свои подпункты, которые в свою очередь также могут подразделяться на еще более мелкие подпункты. Название пунктов и подпунктов должны быть краткими, сжатыми, отражать основную мысль целого подраздела, раздела, главы так, чтобы по плану можно было восстановить содержание книги в общем.

Лучше всего составить план по окончании чтения книги, когда вы сумеете определить ее структуру, расставить по своим местам все факты, цифры, выводы и оценить их весомость в рамках целого произведения. Однако не следует слишком увлекаться отдельными деталями того, о чем говорится в тексте. Он не передает его фактического содержания, а лишь напоминает, что и в какой последовательности было или должно быть изложено в материале.

Более подробно, чем по плану, с содержанием текста можно ознакомиться по тезисам. Если пункты плана лишь называют основные положения материала, то тезисы кратко и лаконично отражают их суть. Они сохраняют лицо произведения, не скрадывая впечатления от него. Пожалуй, именно в этом и заключается основная сложность составления тезисов. Умело написанные, они представляют собой сжатый обобщенный материал, заключенный в отдельных кратких формулировках.

Как показала практика, даже опытные в этом вопросе люди не приступают к написанию тезисов без предварительной тщательной проработки материала, составления предварительного и развернутого плана. Ведь план помогает структурировать материал на отдельные фрагменты, суть которых и излагается в тезисах. В окончательном варианте тезисы могут быть пронумерованы.

Несмотря на полноту и последовательность изложения мыслей в тезисах, они не дают представления о промежуточных обобщениях и выводах, о логике доказательства тех или иных утверждений. При необходимости изложения этих моментов прибегают к конспектированию, которое позволяет сохранить связь между отдельными мыслями, сформулированными в тезисах.

Конспектированию необязательно предшествует составление тезисов. Этот этап может быть опущен, а сам конспект составлен в соответствии с разработанным планом. По сути своей конспект представляет собой целостный, информативно насыщенный текст, который может содержать в себе не только основные положения и их доказательства, но и рисунки, таблицы, диаграммы.

Различают четыре вида конспектов:
• текстуальный,
• плановый,
• свободный,
• тематический.

Наиболее простой — текстуальный. Он составляется из отдельных цитат, взятых у автора. Его составление не требует больших навыков анализа текста, кроме умения выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Плановый конспект — это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Причем некоторые несложные пункты плана могут поясняться одной-двумя фразами, вносящими ясность, другие — конспектироваться подробно. Это зависит лишь от степени знакомства читателя с материалом.

Свободный конспект представляет собой индивидуальное изложение прочитанного, т.е. он отражает видение мыслей автора через призму сознания самого читателя. Поэтому свободный конспект по своей структуре может не совсем соответствовать оригиналу. Такой вид конспектирования особенно ценен для глубокого усвоения прочитанного, поскольку свидетельствует о детальном анализе материала.

Тематический конспект — это записи читателя, касающиеся одной и той же темы, собранные из многих источников. Каким образом составляются такие конспекты, мы рассказывали в предыдущем разделе «Работа над темой».

При составлении конспектов очень часто ведут сокращенную запись. Однако, чтобы не затруднить себе последующее чтение конспекта, старайтесь придерживаться единой системы сокращений, которую вы можете сами для себя разработать; сохранять все предлоги и знаки препинания; не делать несколько сокращений подряд, поскольку это может привести к неправильному согласованию между собой написанных слов.

Независимо от типа конспекта мы советуем вам уделить внимание его структуризации: делению на отдельные смысловые фрагменты, соответствующие пунктам плана; композиции: составлению для каждого отдельного раздела введения, основной части и заключения; а также графическому оформлению: выделению фломастерами заголовков, основных понятий и т.д.

Это в значительной степени облегчит дальнейшую работу с конспектом. Итак, мы рассмотрели основные виды записей при работе с книгой. Какому же из них отдать предпочтение? Однозначного ответа мы, безусловно, дать не можем, однако некоторые общие рекомендации могут оказаться для вас полезными. В ходе знакомства с книгой, предварительного ее просмотра удобно прибегнуть к пометкам в виде вложенных записок.

Они помогут в дальнейшем восстановить ваши мысли и критические замечания по поводу прочитанного. Записи на карточках удобно составить не только как задел для будущей работы над книгой, но и в случае, когда необходимо воспользоваться отдельными цифрами, фактами, изречениями. В процессе обучения, при подготовке рефератов, докладов более удобной и полезной формой записей являются план, тезисы и конспект.

Они позволяют восстановить свое впечатление о книге в целом. Вообще, выбор типа записи зависит не только от цели чтения, но и от индивидуальных особенностей читателя: типа его знакомства с материалом, умения кратко выражать свои мысли; поэтому только на собственном опыте вы сумеете определить для себя оптимальную форму работы с книгой.

На предыдущую \ Содержание / На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель: как научиться быстро читать.